Обычаи и праздники

В Лихтенштейне с давних времен сохранились многие обычаи и праздники, происхождение которых восходит к древним языческим и раннехристианским временам; многие из них связаны с религиозными верованиями либо с традициями народа.

Среди самых распространенных обычаев необходимо отметить празднование «Кюхлезоннтаг» (искрящегося воскресенья), характерного только для Лихтенштейна. Это первое воскресенье после долгого католического поста. За несколько дней до начала празднества ученики во главе со своим учителем собирают в лесу под Вадуцем (в так называемом Райзиге) хворост и складывают его в одно место. Рано утром в «искрящееся воскресенье» все это «богатство», а также целые деревья доставляются на городскую площадь. Сюда же из окрестных деревень люди приносят все, что может гореть: ненужные деревянные вещи, сухие стебли и початки кукурузы и др. Когда наступают сумерки, все это поджигается и устраивается грандиозный фейерверк. От огня костра зажигают факелы, которые делают из связки толстых сосновых сучьев. По команде учителя, ученики и все остальные, принимающие участие в празднике, выстраиваются в ряд, и начинается факельное шествие. По его окончании все расходятся по домам к праздничным столам. В дом, где есть девушка на выданье, в этот день приглашают в гости юношу, которого ее родители хотели бы видеть женихом.

Другой обычай соблюдают в основном юноши. В так насыпаемый чумазый четверг парни стараются выпачкать сажей лицо друг друга, что, как считается, приносит счастье. Часто жертвами этого обычая становятся и девушки. В «чумазый четверг» в некоторых коммунах устраиваются игрища, главная цель которых — похищение кастрюли с супом. Путем различных ухищрений парни заставляют повариху покинуть кухню, а в это время кто-то «крадет» с плиты кастрюлю со всем содержимым. Суп съедается, а в знак «благодарности» повариха получает назад пустую кастрюлю вместе с «призом» — старым поношенным ботинком. Нередко молодые стряпухи заранее кладут в кастрюлю вместо супа свою старую туфлю, и тогда смеха бывает еще больше.

В большинстве коммун после регистрации брака перед новобрачными через всю улицу протягивают канат и не дают жениху и невесте перешагнуть через него до тех пор, пока жених или шафер не «выкупят» невесту. В старые времена во время свадьбы часто устраивали большой фейерверк и стрельбу из ружей, однако из-за участившихся несчастных случаев власти были вынуждены запретить этот обычай. Во время свадьбы шутники пытаются «похитить» невесту или ее туфлю, чтобы опять получить выкуп с жениха.

Один из самых любимых праздников — «возвращение с пастбищ». Поздней осенью, когда в долину со склонов Альп спускаются стада, все сельское население, надев свои лучшие наряды, выходит на улицу встречать пастухов и коров. Коровы и быки степенно шагают по дороге — на рогах у них надето вырезанное из дерева сердечко, на шее массивный, мерно позвякивающий колокольчик. Сами пастухи тоже принаряжаются: украшают свои тирольские шляпы цветами, в пояса вплетают пестрые ленты.

Самый большой зимний праздник — рождество. Он отмечается обычно в семейном кругу. На городских и деревенских площадях ставят высокую украшенную елку («вайнахтсбаум»), устраивают рождественские базары с каруселями, театрализованными представлениями.

Весенние праздники (пасха, масленица и др.) сопровождаются шествиями людей в масках. Среди масок — мифологические образы, часто устрашающие. Иногда украшениями служат «коровьи» колокольчики и бубенцы («ройтшегеттен»).

Во время праздников устраиваются спортивные состязания, исполняются песни и танцы. Петь и танцевать любят все лихтенштейнцы, независимо от возраста. Песни поются фальцетом — так же как и в австрийском Тироле: это так называемые «йодели». В лихтенштейнских деревнях традиционный оркестр состоит из колокольчиков, бубенцов, пастушьих рожков, флейт и барабанов. Довольно распространен альпийский горн, который представляет собой трубу, сделанную из полос коры или выдолбленную из дерева; длина альпийского горна достигает иногда 4—5 м (в этом случае он похож на трембиту, только без расширенного конца).

В некоторых лихтенштейнских селах до сих пор распространен танец «лендлер». Главную роль в этом танце играет мужчина, танцующий в быстром темпе: он топает ногами, хлопает в ладоши и щелкает пальцами, издавая звук, похожий на щелканье встряхиваемых кастаньет; женщина же просто кружится на месте. Пастухи во многих танцах подчеркивают ритм стуком своих самодельных деревянных башмаков.